В основе действующего на территории Великобритании положения о противодействии легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем, the Money Laundering Regulations 2007, лежат нормы Третьей директивы Европейского парламента и Совета Европы, а также законы Великобритании о порядке регулирования различных сфер деятельности, подверженных риску совершения операций с целью легализации преступных доходов и финансирования терроризма.
Нормативная база:
- Директива 2005/60/ЕС, также известная как Третья директива, предназначена для недопущения использования финансовой системы в целях отмывания денег и финансирования терроризма. С помощью Третьей директивы европейские законодатели постарались адаптировать законодательство под 40 рекомендаций о противодействии легализации доходов, изданных Группой по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
- Часть 7 закона «О доходах, полученных преступным путем», the Proceeds of Crime Act 2002,
- Часть 3 закона «О противодействии терроризму», the Terrorism Act 2000,
- положения об обязательном лицензировании отдельных видов деятельности в законе «Об азартных играх», the Gambling Act 2005.
Предмет и сфера применения Положения о противодействии отмыванию доходов
Положение the Money Laundering Regulations 2007 требует от организаций (лиц), занимающихся профессиональной деятельностью в финансовой, бухгалтерской, юридической и других областях, применять процедуры юридической проверки (due diligence) и другие меры для недопущения использования своих услуг при отмывании денег и финансировании терроризма. В частности положением определены лица, на которых распространяется вышеуказанное правило, установлены другие требования, назначены надзорные и регулирующие органы для различных сфер деятельности, в том числе определенные правоприменительные полномочия.
В целом, данный акт вводит в действие на территории Великобритании главные предупредительные меры Третьей директивы 2005/60/ЕС. К числу таковых относятся:
- осуществление проверки due diligence в соответствии с уровнем выявленного риска, включая требование для хозяйственных организаций об установлении собственника-выгодоприобретателя своего клиента,
- предоставление фирмам возможности задействовать другие организации в целях выполнения требования о проверке due diligence,
- обязательный надзор во всех секторах, на которые распространяется положение the Money Laundering Regulations 2007.
Третья директива и противодействие легализации доходов в Великобритании
Указанные нормативные правовые акты применяются в финансовой отрасли, в том числе в сфере операций с валютами и оказания услуг, связанных с финансовыми инструментами: юридические консультанты, бухгалтеры, трасты, организации в сфере регистрации компаний, агенты по недвижимости. Помимо данных хозяйствующих субъектов правила директивы и положения распространяются на казино и лиц, совершающих крупные сделки.
При разработке правил противодействия отмыванию доходов в положении the Money Laundering Regulations 2007 Правительство Великобритании использовало предлагаемую Третьей директивой политику соразмерности применяемых процедур выявленным рискам. Данная концепция означает, что хозяйственные организации вправе ослабить контроль за клиентами в случае, если сфера деятельности не предполагает существенного риска совершения операций с целью легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Организации также могут отказаться от процедур юридической проверки, если у них есть возможность использовать результаты таких проверок, осуществленных другими участниками рынка.
Третья директива требует назначения надзорных и регулирующих органов во всех секторах, в которых применяются правила противодействия легализации денег. В соответствии с этим требованием Часть 4 положения содержит перечень организаций, осуществляющих надзорные функции в соответствующих отраслях экономики.
Правительство Великобритании осуществляло отбор надлежащих регулирующих органов для различных сфер на основе семи принципов the Hampton Principles для надзорных органов, а именно:
1. Развитие экономики.
2. Оценка рисков.
3. Консультации и инструкции.
4. Инспекции и другие контакты.
5. Требования о предоставлении информации.
6. Соблюдение требований и правоприменение.
7. Подотчетность.
Частью 4 установлено требование об обязательной регистрации в соответствующих надзорных органах всех лиц, совершающих крупные сделки, организаций по оказанию услуг в области валютных операций, трастов и организаций, оказывающих услуги регистрации компаний. Помимо этого Управление по финансовым услугам the Financial Services Authority, Управление добросовестной конкуренции the Office of Fair Trading, Комиссия Управления по налогам и сборам the Her Majesty’s Revenue and Customs вправе осуществлять регистрацию организаций и лиц в других сферах деятельности по своему усмотрению.
Часть 5 Положения о противодействии отмыванию доходов предоставляет правоприменительные полномочия в соответствующих сферах деятельности следующим органам:
- Управление по финансовым услугам,
- Управление добросовестной конкуренции,
- Комиссия Управления по налогам и сборам,
- Департамент предпринимательской деятельности, торговли и инвестиций Северной Ирландии.
Правительство полагает, что указанные регуляторы должны иметь право требовать информацию, проводить проверки в помещениях поднадзорных организаций и назначать административные меры ответственности для организаций и лиц, не выполняющих требования положения. Надзорный орган принимает решение о регистрации организации (лица) или определяет меры гражданско-правовой ответственности в соответствии с порядком пересмотра и обжалования, установленным соответствующим законодательством.
Дополнительно к основным правилам в сфере противодействия легализации преступных доходов Правительство выпускает правила осуществления надзорных функций (например, инструкция Управления по финансовым услугам, the FSA Handbook) и отраслевые руководства (например, руководство для организаций в сфере финансовых услуг, выпущенное объединенной группой по борьбе с отмыванием денег).
Положение о противодействии отмыванию доходов, the Money Laundering Regulations 2007, разрешает организациям, выполняющим все правила одобренного Казначейством (основной регулирующий орган в рассматриваемой сфере) руководства, предъявлять доказательства о своем надлежащем поведении в защиту против обвинений и мер ответственности, предъявленных и установленных надзорными органами.