15-10-2011 апдейт:

Участие FSA в политике противодействия отмыванию денег

The Financial Services Authority, Управление по финансовым услугам Великобритании, относится к числу надзорных и регулирующих органов, осуществляющих реализацию политики противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Регуляторы выполняют свои функции на основании положения «О противодействии легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем», the Money Laundering Regulations 2007, определяющего полномочия и сферу деятельности надзорных органов.

 

Роль FSA в реализации политики противодействия отмыванию денег

Управление по финансовым услугам (FSA) контролирует большинство относящихся к сфере финансовых услуг рынков, бирж и организаций, устанавливает обязательные нормы и стандарты, возбуждает производство против нарушающих такие стандарты лиц. Управление является независимым неправительственным органом, подотчетным Казначейству и, через него, Парламенту Великобритании, осуществляет свою деятельность в форме компании с ответственностью участников, ограниченной поручительством. Полномочия и обязанности FSA определяются законом «О финансовых услугах и рынках», the Financial Services and Markets Act 2000.

Начиная с 15 декабря 2007 года, когда вступило в силу положение о противодействии отмыванию денег, на данное ведомство возложены обязанности по контролю за выполнением требований положения организациями и лицами, занятыми в определенных областях финансовой деятельности. При этом необходимо подчеркнуть, что FSA не является единоличным надзорным органом. Положением определен ряд организаций в соответствии с отраслью регулирования, а также методические указания на случай конфликта полномочий и подотчетности некоторых видов деятельности нескольким регуляторам.

Важное замечание: организации и лица, зарегистрированные в управлении в соответствии с положением the Money Laundering Regulations 2007 не относятся к числу лиц, обязанных получить разрешение FSA на осуществление своей деятельности, или к числу лиц, деятельность которых подлежит общему регулированию со стороны управления (как, например, банки, страховые компании и финансовые консультанты) согласно указанному закону о финансовых услугах и рынках.

Это означает, что полномочия FSA распространяются исключительно на контроль проводимой в организации политики противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Другое важное отличие: зарегистрированные в FSA согласно положению организации не участвуют в программе компенсации убытков в сфере финансовых услуг. То есть, если клиент зарегистрированного хозяйствующего субъекта теряет свои деньги в результате, например, банкротства такого субъекта, то ему не будет предоставлена возможность возместить свои убытки за счет средств указанной программы.

Необходимо отметить, что надзорные органы Великобритании не дают точное определение кругу лиц, деятельность которых подлежит регистрации в целях проведения политики противодействия отмыванию денег. Аналогичным образом FSA заявляет, что обязанность по регистрации распространяется на лиц, задействованных в определенных сферах деятельности по оказанию услуг клиентам.

Виды деятельности, регистрируемые в Управлении по финансовым услугам согласно требованиям положения о противодействии легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем:

- предоставление кредитов;

- финансовая аренда (лизинг);

- денежные переводы;

- выдача и администрирование платежных средств;

- предложение поручительств и обязательств;

- торговля определенными финансовыми инструментами за собственный счет или за счет клиентов;

- участие в выпуске ценных бумаг и оказание связанных с ними услуг;

- предоставление организациям консультаций по вопросам соотношений между собственным (акционерным) и заемным капиталом, разработки и реализации стратегии на промышленном рынке и связанным с этим вопросам, предоставление консультаций и оказание услуг, относящихся к слияниям и приобретению дочерних организаций;

- оказание брокерских услуг на оптовых биржевых и валютных рынках;

- управление портфелями активов и предоставление соответствующих консультаций;

- счета депо и управление ценными бумагами;

- услуги доверенного хранения.

 

Лица, освобожденные от обязательной регистрации

В первую очередь это организации и лица, деятельность которых находится под общим контролем Управления по финансовым услугам в соответствии с правилами закона «О финансовых услугах и рынках» 2000 года, Financial Services and Markets Act 2000. Такая регистрация не нужна в связи с тем, что внутренняя политика организаций по недопущению отмывания денег контролируется управлением в рамках основных полномочий. Разумеется, такое освобождение не доступно группам компаний, то есть каждая компания группы обязана встать на индивидуальный учет в случае, если она осуществляет любой из вышеуказанных видов деятельности.

Помимо этого, обязанность по регистрации не распространяется на лиц, осуществляющих вышеуказанные виды деятельности нечасто или несистематически (разовые сделки).