02-08-2011 апдейт:

Противодействие отмыванию денег в Великобритании

Легализация денег или доходов, полученных преступным путем, используется организованной преступностью в целях привлечения денежных средств или другого имущества, не имеющего прямой связи с преступным источником получения доходов. Тем не менее, приобретенные путем легализации (отмывания) денежные средства также являются связанным с преступной деятельностью имуществом. Нельзя забывать о том, что такие средства являются необходимым элементом финансирования терроризма.

Великобритания, занимающая положение одной из ведущих держав мира, принимает активное участие в политике противодействия легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Принципы и правила проведения государственной политики Великобритании изложены в Положении «О противодействии легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем» 2007 года, the UK Money Laundering Regulations 2007. Целью принятия данного акта является недопущение, выявление и уголовное преследование преступлений в сфере финансовой деятельности и терроризма путем, помимо прочего, предотвращения использования легального бизнеса для этих целей.

 

Сфера действия Положения о противодействии отмыванию доходов 2007 года

Разделом 3 Положения установлен перечень лиц, обязанных выполнять установленные процедуры, обеспечивающие прозрачность осуществляемых операций и сделок. Это означает, что каждая организация (лицо), прошедшая надлежащую процедуру регистрации в целях осуществления любого из указанных видов деятельности, является регулируемым лицом по смыслу положения о противодействии легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем. К числу таких организаций относятся:

(а) кредитные организации,

(б) финансовые организации,

(в) аудиторы, организации (лица), оказывающие услуги в области банкротства, бухгалтерского учета и налогообложения,

(г) независимые специалисты в юридической области,

(д) организации (лица), оказывающие услуги доверительного управления или учреждения компаний,

(е) агенты по недвижимости,

(ж) лица, совершающие значительную сделку (сделки),

(з) казино.

Вышеуказанные категории организаций и лиц обязаны выполнять требования соответствующих органов государственной власти Великобритании или профессиональных организаций, регулирующих определенные рынки и сферы хозяйственной деятельности. В соответствии с положением the Money Laundering Regulations 2007 регуляторы устанавливают правила и условия регистрации регулируемых лиц, а также порядок контроля за осуществлением операций и сделок, процедуры предоставления информации в случае выявления (возникновения подозрения о совершении) операции или сделки в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

 

Регулирующие органы в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем

Положением определен перечень организаций, осуществляющих регулирующую деятельность в отношении определенных категорий лиц. При этом, если надзорным органом регулируемого лица является более чем одна организация, такие организации вправе заключить соглашение о назначении одной из их числа надзорным органом в отношении указанного регулируемого лица. В случае заключения соглашения организация, давшая согласие на исполнение обязанностей надзорного органа, обязана направить регулируемому лицу соответствующее уведомление или опубликовать сообщение о выдаче согласия любым способом по своему усмотрению.

Если надзорные органы не могут достичь соглашения,  они обязаны согласовывать выполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящим положением.

К числу регуляторов относятся следующие надзорные органы:

(а) Управление по финансовым услугам (Financial Services Authority) является надзорным органом в отношении:

(i) кредитных (финансовых) организаций, наделенных полномочиями в соответствии с Законом «О финансовых услугах и рынках» 2000 года, the Financial Services and Markets Act 2000,

(ii) организаций (лиц), оказывающих услуги доверительного управления или учреждения компаний,

(iii) финансовых организаций, предусмотренных Приложением 1,

(б) Управление добросовестной конкуренции (Office of Fair Trading) является надзорным органом в отношении:

(i) финансовых организаций, оказывающих услуги потребительского кредитования,

(ii) агентов по недвижимости,

(в) все указанные в Приложении 3 профессиональные организации являются надзорными органами в отношении регулируемых ими лиц,

(г) Члены комиссии Управления по налогам и сборам Великобритании являются надзорным органом в отношении:

(i) лиц, совершающих значительную сделку (сделки),

(ii) организаций, оказывающих услуги в области операций с денежными средствами, в отношении которых надзорным органом не является Управление по финансовым услугам (Financial Services Authority),

(iii) организаций (лиц), оказывающих услуги доверительного управления или организации учреждения компаний, в отношении которых надзорным органом не является Управление по финансовым услугам или любая из указанных в Приложении 3 организаций,

(iv) аудиторов, организаций (лиц), оказывающих услуги в области банкротства, бухгалтерского учета или налогообложения, в отношении которых надзорным органом не является любая из указанных в приложении 3 организаций.

(д) Надзорным органом в отношении казино является Комиссия по азартным играм (the Gambling Commission).

(е) Департамент предпринимательской деятельности, торговли и инвестиций по Северной Ирландии является надзорным органом в отношении:

(i) кредитных кооперативов Северной Ирландии,

(ii) организаций (лиц), оказывающих услуги в области банкротства, имеющих разрешение ДЕТИ в соответствии со статьей 351 Приказа «О банкротстве» (Северная Ирландия) 1989 года,

(ж) соответствующий Министр является надзорным органом в отношении организаций (лиц), оказывающих услуги в области банкротства, получивших разрешение Министра в соответствии с разделом 393 (выдача, отказ в выдаче и отзыв разрешения) закона «О банкротстве» 1986 года, the Insolvency Act 1986.