Источник: Referentenentwurf zur 10. GWB-Novelle offiziell veröffentlicht
Законопроект предназначен для адаптации антимонопольного права Германии к требованиям цифровой и глобальной эпохи. В его основе лежит заказанное Министерством исследование о модернизации надзора за злоупотреблениями со стороны крупных предприятий ("Modernisierung der Missbrauchsaufsicht für marktmächtige Unternehmen" (2018)), а также отчет о новых границах защиты конкуренции в цифровой экономике ("Ein neuer Wettbewerbsrahmen für die Digitalwirtschaft" (2019)).
Таким образом, будущий закон о цифровизации защиты конкуренции способствует исполнению Директивы ЕС № 2019/1 и расширению полномочий антимонопольных органов. Базовой предпосылкой является то, что данные и доступ к ним будут оказывать все больше влияния на конкуренцию в качестве фактора возникновения добавленной стоимости.
Для целей надзора в сфере борьбы со злоупотреблением рыночным положением законопроект предусматривает:
- введение для платформ понятия о посреднической силе (Intermediationsmacht), которое будет использоваться для выявления случаев доминирующего положения на рынке;
- принятие доктрины о существенных технических средствах (essential facilities doctrine) в форме положений о предоставлении доступа к определенным данным;
- введение фактического состава посягательства в отношении платформ, которые оказывают доминирующее влияние на состояние конкуренции на нескольких рынках;
- введение запретительных норм в целях недопущения определенных действий, чтобы обезопасить эффективную конкуренцию на платформах;
- предоставление федеральному антимонопольному органу полномочия на введение временных мер.
Законопроект содержит существенные изменения в сфере надзора за слияниями и поглощениями:
- повышение порога контроля за слияниями; теперь внутренний годовой оборот всех задействованных предприятий должен быть не ниже 10 миллионов евро (сейчас 5 миллионов евро);
- распространение правила о мелких рынках (Bagatellmarktklausel) на общий объем продаж в 20 миллионов евро (сейчас 15 миллионов евро); слияния на мелких рынках запрещать не допускается;
- новое право преимущественного приобретения, которое отличается от формулировок старого законопроекта; федеральный антимонопольный орган сможет при определенных обстоятельствах проактивно направлять объединяющимся предприятиям требование объявить о планируемой сделке (данное правило нацелено на ликвидационные поглощения в цифровой экономике).
Помимо этого, законопроект предполагает предоставить организациям возможность направлять в антимонопольный орган запросы о проведении антимонопольной оценки в отношении совместных предприятий.
Еще предстоит увидеть, какие изменения в итоге войдут в правительственный законопроект и в дальнейшем выдержат законодательные процедуры. Однако уже сейчас следует исходить из того, что цифровую экономику ожидают крупные изменения в сфере антимонопольного регулирования.