Источник: Jones Day
Королевская Комиссия по банковскому регулированию Австралии (Banking Royal Commission) - показательный пример и локомотив быстро меняющейся среды существования для всех австралийских компаний, а также последствий этих изменений для конкретных директоров и должностных лиц.
Австралийские регуляторы отдают приоритет правоприменительным последствиям и стараются ввести меры ответственности для директоров и менеджмента за проступки организации.
В качестве конкретного примера можно назвать известную декларацию о намерениях Австралийской комиссии по ценным бумагам и инвестициям (Australian Securities Investments Commission), которая собирается в ближайшее время подать множество исков.
Другие австралийские регуляторы, в том числе Комиссия по защите конкуренции и потребителей (Competition and Consumer Commission), Управление пруденциального надзора (Prudential Regulation Authority) и Налоговая служба (Taxation Office) принимают аналогичные стратегии.
Например, недавно Налоговая служба заявила о том, что совет директоров должен играть свою роль в ответственности за налоговые риски. В дальнейшем Налоговая служба Австралии будет считать плохим знаком, если компания не сможет доказать применение внутренней системы налогового контроля.
Помимо надзорных органов вопрос ответственности директоров за культуру компании все сильнее интересует активных акционеров, консультантов-представителей и инвесторов, играющих на понижение без покрытия (short-sellers).
Само слово "культура" не встречается в корпоративном законодательстве. Поэтому закономерен вопрос: какие у директоров юридические обязанности в части культуры компании?
Возможно, еще лучше будет задать такой вопрос. Допустим, компания совершила нарушение, которое можно отнести на счет плохой культуры. Каким образом в данной ситуации суд расценит обязанности директора о проявлении заботы (care) и внимательности (diligence), предусмотренные в разделе 180(1) закона о корпорациях (Corporations Act).
Ответ можно попытаться найти в высказываниях должностных лиц надзорных органов, которые рекомендуют всем организациям, оказывающим финансовые услуги, с максимально частой (в разумной степени) периодичностью принимать меры:
- для оценки культуры и организации и ее системы управления;
- для выявления проблем, связанных с культурой и управлением;
- для устранения этих проблем;
- для установления степени эффективности внедренных изменений.
Разумно предположить, что аналогичные рекомендации можно применить к любым организациям, а не только к финансовому сектору.
Возможно, оценку культуры компании следует проводить тем представителям менеджмента, которые чаще видят повседневные операции предприятия и могут докладывать совету директоров.
Что можно порекомендовать директорам? Например, определить пределы допустимого риска в деятельности компании, внедрить правильные политики и структуры, которые обеспечивают надлежащий уровень коммуникации, развития, независимого тестирования эффективности политик и устранения недостатков.