Воскресенье, 11 ноября 2012 апдейт:

Надзор за выполнением антимонопольного законодательства в Великобритании

Антимонопольные требования применяются в Великобритании на основе договора о функционировании Европейского союза и закона «О защите конкуренции» 1998 года, the Competition Act 1998. Эти нормативные акты запрещают заключать соглашения и совершать действия с целью недопущения, ограничения или изменения условий конкуренции, а также совершать действия, входящие в понятие злоупотребления доминирующим положением на рынке и нарушения антимонопольного законодательства.

На территории Великобритании основным регулятором данной сферы является Управление добросовестной конкуренции, the Office of Fair Trading. Правовые основы его деятельности установлены законом о защите конкуренции. Вместе с тем существует ряд отраслей, в которых параллельно с управлением надзорные функции возложены на другие организации, а именно:
- телекоммуникации и почтовые услуги (Управление связи и коммуникаций, the Office of Communications);
- газовая отрасль и электроснабжение (Управление по рынкам газового и электрического снабжения, the Gas and Electricity Markets Authority);
- железнодорожный транспорт (Управление по регулированию железнодорожного транспорта, the Office of Rail Regulation);
- воздушное движение (Управление гражданской авиации, the Civil Aviation Authority);
- водопроводные и канализационные сети (Управление водоснабжения, the Water Services Regulation Authority, Управление по коммунальным услугам Северной Ирландии the Northern Ireland Authority for Utility Regulation).

Закон «О защите конкуренции» 1998 года содержит правила (глава 3 части 1), возлагающие на Управление добросовестной конкуренции полномочия вводить запреты и проводить проверки в отношении соглашений и действий, предположительно направленных на ухудшение условий конкуренции в Великобритании.

Помимо этого действуют процедурные правила, которые необходимо применять в случае осуществления принудительных мер. Они предусмотрены приказом «О законе «О защите конкуренции» 1998 года (правила Управления добросовестной конкуренции)», the Competition Act 1998 (Office of Fair Trading's Rules) Order 2004.

На основании этих полномочий и правил управление разрабатывает собственные регламенты проверок и расследования в случае, когда предполагается нарушение антимонопольного законодательства. В частности, в октябре 2012 года этим ведомством издано руководство для участников рынка, в котором подробно разъясняется политика, проводимая во время следственных действий по нарушениям закона «О защите конкуренции» 1998 года, the Competition Act 1998.

Поводом для проведения проверки может стать полученная из любого источника информация о нарушающих условия конкуренции действиях. Управление принимает меры для того, чтобы к нему поступало как можно больше таких сведений и активно развивает следующие источники информации:
- собственные службы по исследованию рынков;
- сотрудничество с лицами, добровольно сообщающими о совершенных действиях;
- прием жалоб по специальной горячей линии the Cartel Hotline и в общественной приемной the Enquiries and Reporting Centre.

Антимонопольное ведомство может получать информацию из любых источников, как общедоступных, так и служебных. Нередки случаи, когда подозрения о нарушении закона возникают при выполнении других функций, например во время контроля за слияниями или функционированием рынков. Активно используются полномочия, предусмотренные в законе «О регулировании полномочий на проведение следственных действий» 2000 года, the Regulation of Investigatory Powers Act 2000, а также информация, которая предоставляется Европейской комиссией или по европейской системе надзора за состоянием конкуренции, the European Competition Network.

Помимо этого управление полагается на сведения, поступающие из независимых источников. Это могут быть, например, граждане, обладающие инсайдерской информацией о картельном сговоре, или участвующие в картеле хозяйствующие субъекты, пожелавшие воспользоваться специальной программой сотрудничества и смягчения наказания. Суть этой программы в том, что явка с повинной может повлечь неприменение или существенное снижение финансовых санкций, а также отказ от издания приказа о дисквалификации директора компании.

Порядок деятельности управления допускает проведение предварительных консультаций перед официальной подачей жалобы или заявления. Неофициальный контакт с сотрудниками антимонопольного ведомства поможет составить документ грамотно, а также удостовериться, что предмет жалобы входит в сферу применения закона the Competition Act 1998.

В этом случае применяются специальные принципы приоритетности, the Prioritisation Principles, которые подробно рассмотрены в вышеуказанном руководстве. Управление подчеркивает, что всем обратившимся лицам гарантируется конфиденциальность и на стадии неофициальной консультации дело о нарушении антимонопольного законодательства не открывается.

При возбуждении дела управление может осуществить полномочие по принятию безотлагательных мер в целях надлежащего расследования, которое предусмотрено разделом 35 закона о защите конкуренции. Это могут быть временные ограничения, необходимые для завершения следственных действий, или срочные меры в целях недопущения невосполнимого ущерба или защиты интересов общества. Управление может принимать такие меры по своей инициативе или по требованию лиц, заявляющих о причинении им убытков в результате нарушения антимонопольных правил.