03-01-2011 апдейт:

Регистрация переводчика-предпринимателя

После того как будущий предприниматель завершит все исследования и окончательно определится с планом развития будущей деятельности, а также ответит для себя на все вопросы, связанные с аспектами и формами налогообложения, наступает момент, когда приходится приступать к процедуре официальной регистрации в налоговых органах. Данному вопросу необходимо уделить максимальное внимание, так как переводчику потребуется побывать в нескольких организациях и, получив регистрационные документы, возвращаться в налоговый орган.

На основании своего опыта мы предлагаем выделить временной период в две-три недели, на который не будет приходиться никаких серьезных планов или мероприятий. Процедура регистрации в качестве предпринимателя предусматривает жесткие временные сроки до 10 дней для представления документов из прочих органов. Это означает, что, получив в налоговой основные свидетельства о регистрации, потребуется поездить по ряду других организаций, получить в них другие документы, и после этого снова приехать в местное налоговое отделение для подтверждения своей регистрации. Данный процесс достаточно сложен, а его несоблюдение или пропуск сроков, влекут административную ответственность с крупными штрафами.

Регистрация переводчика как предпринимателя начинается с визита в налоговый орган по месту регистрации физического лица, желающего стать предпринимателем, для подачи необходимых документов. Среди них заполненное заявление по форме Р21001, ксерокопии паспорта и свидетельство об ИНН, а также квитанция об оплате государственной пошлины за оформление регистрации переводчика как индивидуального предпринимателя (800 рублей, реквизиты обычно можно найти на стенде налогового органа). При этом заявление должно быть предварительно заверено нотариусом. Это означает, что необходимо привезти заполненное заявление в любую нотариальную контору и совершить стандартую процедуру заверения и регистрации в журнале. Средняя стоимость такой услуги нотариуса - 1200-1500 рублей.

Заявление по форме Р21001 заполняется самостоятельно, содержание всех пунктов очевидно. Вопрос о правильных наименованиях видов деятельности и кодах ОКВЭД уже обсуждался в предыдущих материалах. Следует обратить внимание, что, как и прочие официальные документы, данную форму следует заполнять одним и тем же методом. То есть, если при виде электронного документа с готовыми графами возникает желание напечатать все необходимое, а не заполнять вручную распечатанный бланк, нельзя забывать о том, что такую заполненную форму можно будет дополнять в случае ошибок только в компьютере, не получится вносить поправки ручкой в приемной налоговой инспекции. Рекомендуется заполнить форму от руки и взять с собой пару полных копий бланков. Опыт показывает, что ошибки и несоответствия с мнением чиновников возникают постоянно, поэтому без замечаний обойтись не получится даже в случае полной и грамотной проработки вопроса. В частности, форма Р21001 требует указания кода налоговой инспекции, в которую подается заявление. Как правило, его удается узнать достоверно уже на месте, так как даже на электронном портале Федеральной Налоговой Службы он может быть указан неверно (можно посмотреть этот номер в своем регистрационном номере ИНН, первые четыре цифры).

Что касается свидетельства об ИНН, то зачастую достаточно предоставить его оригинал, а копия будет сделана на месте, но лучше иметь с собой несколько ксерокопий. Если ИНН отсутствует или утерян, то придется его предварительно получить. Это означает, что придется еще пару раз побывать в инспекции. Оформление ИНН как в случае отсутствия, так и утраты, производится на основании Приказа Министерства Финансов РФ № 114н от 05.11.2009 в соответствии с порядком применения формы № 2-3-Учет. Следует отметить, что первичное присвоение налогового номера осуществляется бесплатно, а переоформление свидетельства обходится в 200 рублей, которые необходимо предварительно уплатить в отделении Сбербанка России по указанным на стенде реквизитам. Данную квитанцию необходимо предъявить вместе с паспортом и заполненной формой заявления.

В некоторых налоговых органах свидетельство о постановке на учет (присвоении ИНН) выдают сразу, если имеются в наличии готовые гербовые бланки. Поэтому даже если окажется, что необходимо предварительно получить ИНН, можно приехать в приемную с двумя комплектами документов – для получения ИНН и для регистрации в качестве предпринимателя – так как может оказаться, что получится сделать все за один раз.

Если чиновник налоговой инспекции удовлетворится предоставленными документами на регистрацию индивидуального предпринимателя, то он заполнит специальный лист в форме Р21001 и выдаст расписку в получении документов. Повторный визит, в ходе которого планируется получить на руки такие желанные регистрационные документы, назначается на пятый рабочий день после подачи документов. Можно отметить, что чаще всего данный первый этап проходит без осложнений даже при наличии недочетов, так как он означает, что вы становитесь плательщиком.

По истечении пяти дней новоиспеченный бизнесмен должен получить на руки свидетельство и выписку из реестра со всей информацией о себе, хранящейся в налоговой инспекции. Данные документы будут необходимы для дальнейших разъездов.