26-05-2012 апдейт:

Законодательное регулирование дистанционной торговли в Великобритании

Понятие дистанционной торговли включает в себя куплю-продажу товаров при помощи сети Интернет, телефона и электронной почты. Данные средства связи все шире используются в коммерческой деятельности и требуют всестороннего нормативного регламентирования. В связи с этим, помимо общеприменительного торгового законодательства, на дистанционные методы купли-продажи товаров распространяются специальные нормативные правовые акты.

Каждое коммерческое предприятие, участвующее в дистанционной торговле, должно выполнять требования положения «О защите прав потребителей (дистанционная торговля)» 2000 года, Consumer Protection (Distance Selling) Regulations 2000, которое является основным нормативным правовым актом в данной сфере. Оно содержит правила, позволяющие применять на территории Великобритании нормы Директивы ЕС 97/7/ЕС, а также наделяет дополнительными правами потребителей, пользующихся дистанционными методами шоппинга. Помимо него следует учитывать следующие акты:
- Положение «Об электронной торговле (Директива ЕС)» 2002 года, Electronic Commerce (EC Directive) Regulations 2002,
- Положение «О защите персональных данных и электронных средствах связи (Директива ЕС)» 2003 года, Privacy and Electronic Communications Regulations (EC Directive) 2003,
- Положение «О недопущении несправедливых условий в потребительском договоре» 1999 года, the Unfair Terms in Consumer Contract Regulations 1999, если продавец использует договор купли-продажи со стандартными условиями.

Используемое в британском праве понятие потребителя включает в себя всех лиц, приобретающих товары или услуги методом, на который распространяется положение о защите прав потребителей 2000 года, для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью. Под защитой прав потребителя понимается:
- получение правдивой и понятной информации о товарах и услугах перед принятием решения о покупке;
- подтверждение такой информации в письменной форме;
- семидневный период, до истечения которого потребитель вправе отказаться от сделки;
- защита от мошенничества с банковскими картами.

Специальное законодательство по вопросам дистанционной торговли разработано для того, чтобы повысить доверие потребителей к данному способу совершения сделок купли-продажи, а также регламентировать и ограничить нормативными требованиями хозяйственную деятельность продавцов. В частности, к числу основных требований, введенных положением the Consumer Protection (Distance Selling) Regulations 2000, относится предоставление потребителю правдивой информации, в том числе в отношении нижеследующего:
- сведения о продавце, его организационно-правовая форма и виды деятельности;
- предлагаемые товары или услуги, в том числе их свойства и стоимость;
- условия оплаты и доставки;
- право отказаться от покупки и процедура возврата;
- срок, на протяжении которого сохраняется указанная цена;
- минимальный срок договора (когда это необходимо).

Положение устанавливает, что данные сведения должны быть подтверждены в письменной форме или с помощью неизменяемого носителя информации. Данное понятие не определяется в положении о защите прав потребителей, но регулирующие органы понимают под ним носитель информации, который не допускает редактирование текста и обеспечивает его хранение в течение длительного срока. Например, это может быть электронное сообщение (его можно вывести на бумагу), письмо, факсимильное сообщение или брошюра. Веб-сайт не относится к таким носителям информации, потому что его содержание можно изменять без ведома потребителей.

Положение Consumer Protection (Distance Selling) Regulations распространяется на все организации, продающие товары и услуги без личного контакта с потребителями и использующие способы дистанционной организации продаж, например:
- Интернет,
- текстовое сообщение,
- телефон,
- факсимильная связь,
- телемагазин,
- радио,
- электронная почта (каталог, рекламное объявление в газете с предложением присылать заказы по электронной почте, журналы).

Договор купли-продажи признается заключенным после того как потребитель даст свое согласие на произведение платежа, в обмен на который продавец должен предоставить услугу или товар. В различных обстоятельствах действие, подтверждающим факт заключения договора, может пониматься по-разному. Поэтому коммерческие предприятия, участвующие в дистанционной торговле, должны разъяснять потребителям, когда договор считается заключенным. Например, следует объяснить, возникают ли права и обязанности по договору в момент размещения заказа или после его подтверждения продавцом.

Следует отметить, что нормативными актами предусматриваются виды деятельности и товары, на которые правила дистанционной торговли распространяются частично или не распространяются совсем. Часть требований не применяется к торговле продуктами питания, напитками и прочими товарами ежедневного потребления, а также на договоры по оказанию услуг в определенный день или срок (проживание в гостинице, транспортные услуги, ресторан выездного обслуживания, туризм). К числу исключенных видов деятельности положение относит куплю-продажу земельных участков, договоры строительного подряда, включающие в себя передачу прав на земельный участок, финансовые услуги для потребителей, покупку товаров в рассрочку, торговые автоматы, аукционы и тд.

Срок оказания услуги или доставки товара должен быть согласован сторонами. В случае, если договор не содержит такое условие, то применяется стандартный срок исполнения: 30 дней со дня направления заказа продавцу. При этом, если продавец не может выполнить свои обязательства до истечения срока, он обязан уведомить покупателя заранее и предложить новый срок исполнения. Решение о согласии с новым сроком покупатель принимает по своему усмотрению, и в случае его отказа договор признается не заключенным. После этого все права и обязанности сторон прекращаются, за исключением связанных с неисполнением договора прав покупателя. Продавец должен полностью возвратить полученные деньги в кратчайший срок, но в любом случае не позднее чем через 30 дней.