24-10-2010 апдейт:

Закон Великобритании о взятках

В Великобритании продолжаются дискуссии вокруг нового закона о взятках the UK Bribery Act, важнейшие положения которого должны вступить в силу ближе к концу года (в полном объеме данный нормативный акт начнет действовать в апреле 2011 года; отметим, что его принятие уже неоднократно откладывалось). В данном законопроекте предлагается соответствующее современным реалиям и всестороннее рассмотрение всех аспектов, связанных со взяточничеством как в Великобритании, так и вне ее пределов. В частности, выделяются четыре вида преступлений:
- Дача взятки другому лицу и намерение извлечь выгоду из неправомерного стимулирования лица к совершению действий; дача взятки лицом, понимающим или предполагающим, что ее принятие как таковое является заведомо незаконным исполнением служебной обязанности.
- Принятие взятки с намерением осуществить заведомо незаконное исполнение служебной обязанности или действия.
- Дача взятки гражданскому служащему иностранного государства с намерением оказать воздействие на исполнение им служебных обязанностей в целях приобретения права на осуществление/продолжение коммерческой деятельности или получение/сохранение преимущества в коммерческой деятельности.
- Любое действие или бездействие со стороны коммерческой организации, не позволяющее предотвратить дачу взятки.

Преступление компании, не предотвращающей дачу взятки

В соответствии с новым законопроектом the UK Bribery Act признается, что коммерческая организация совершает преступление и должна быть привлечена к ответственности в случае, если связанное с ней лицо дает взятку с целью получения или продления разрешения на осуществление коммерческой деятельности или с намерением получить/сохранить преимущество, которое имеет бизнес данной коммерческой организации. Подобные преступления влекут объективную ответственность, не требующуют доказывания халатности или коррупционных намерений. Следует отметить, что размеры штрафов для коммерческих предприятий не ограничиваются.

В законопроекте устанавливается, что термин «коммерческая организация» включает в себя: а) юридическое лицо, созданное в Великобритании; б) партнерство, созданное в Великобритании; в) иностранное юридическое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность в Великобритании (полностью или частично).

Помимо этого законом о взятках the UK Bribery Act вводится определение понятию «связанного с коммерческой организацией лица», которым является любое лицо, действующее в интересах и от имени этой организации, независимо от характера и объема обязанностей. К таковым относятся работники, представители, посредники, дистрибьюторы, консультанты, дочерние компании и партнеры по совместному предприятию.

При этом в ходе расследования действий, осуществляемых в интересах или от имени коммерческой организации, не нужно устанавливать, связана ли ее деятельность с Великобританией и существует ли контроль за связанным с ней лицом. Также отсутствует требование о наличии официального договора между связанным лицом и организацией. Отдельно можно подчеркнуть, что для привлечения коммерческой организации к ответственности не обязательно уголовное преследование связанного с ней и давшего взятку лица.

Обозначенная экстерриториальность законопроекта означает, что он допускает привлечение к ответственности иностранной компании в случае, если часть ее бизнеса осуществляется на территории Великобритании. Причем это возможно и для тех направлений ее деятельности, которые реализуются на территории иностранного государства и не связаны с бизнесом на Британских островах.

Сравнение с Законом США о коррупции за рубежом

Многие компании, которые занимаются бизнесом на территории США, уже знакомы с требованиями Закона США о коррупции за рубежом, the Foreign Corrupt Practices Act 1977, и принимают меры, необходимые для приведения своего бизнеса в соответствие с его требованиями. Однако даже законопослушная по смыслу закона США компания не может быть уверена в отсутствии состава преступления в своих действиях, поскольку, в отличие от американского закона the UK Bribery Act распространяется на дачу взятки физическому лицу (в том числе гражданскому служащему) и не допускает платежи «для ускорения процедуры», которые по-прежнему разрешаются в Законе США о коррупции за рубежом. Помимо этого, в английском законопроекте правонарушением считается и принятие взятки.

Дочерние компании и совместные предприятия

Дискуссионным является вопрос о степени ответственности основной компании за неправомерные действия подчиненных ей организаций. Возможно, заявления родительских компаний о том, что нарушающее положения закона о коррупции лицо действует исключительно от имени иностранной дочерней компании, не будут приниматься во внимание. При рассмотрении вопроса о том, действовало ли это лицо от имени основной британской компании, будут рассматриваться следующие факторы:

- получение выгоды основной компанией в Великобритании в результате коррупционных действий;

- степень схожести между коммерческой деятельностью британского родителя и иностранной дочки;

- иностранная дочерняя компания сознательно используется в целях избежания ответственности для основной компании.

Дополнительная ответственность высших должностных лиц

Преследования по новому закону о взятках должны опасаться не только корпорации. Персональную ответственность могут понести также и директора, управляющие, секретари или аналогичные должностные лица, если они будут признаны виновными в совершении или допущении преступления в виде дачи или принятия взятки. Положения закона не устанавливают достаточно четким образом, должно ли согласие быть прямо выраженным, или оно также может подразумеваться из действий этих лиц. Ожидается, что будет реализован второй вариант.

Если дача взятки осуществляется не в Великобритании, то управляющий компании должен быть гражданином или резидентом Великобритании. Наказание суровое – до десяти лет лишения свободы или штраф (возможны оба варианта одновременно). К тому же, управляющему может быть предъявлено обвинение в нарушении фидуциарных обязанностей в силу того, что он не действовал в интересах компании и не обеспечил внедрение надлежащих процедур, предотвращающих коррупционные действия в виде дачи или принятия взятки.