17-06-2011 апдейт:

Индикаторы коррупции по Закону UK Bribery Act

Коррупция в хозяйственной деятельности корпорации становится одной из самых значительных и трудно разрешимых проблем современного бизнеса. Сущность коррупции и взяточничества в том, что неправомерные действия совершаются скрытно, а участники не заинтересованы в распространении информации о достигнутом между ними соглашении. В связи с этим расследование фактов взяточничества сопряжено с многочисленными препятствиями, осложняется сокрытием доказательств и отсутствием свидетелей, а также нежеланием самой корпорации участвовать в расследовании.

Правительство Великобритании понимает все эти аспекты и учитывает их, вводя в действие Закон о взятках UK Bribery Act. Как известно, функции органа следствия и уголовного преследования в данной сфере возложены на Управление по борьбе с крупным мошенничеством (Serious Fraud Office), которое развернуло активную деятельность и устанавливает правила, на основании которых будет осуществлять надзор за чистотой корпоративной культуры.

В частности, Управление признает, что скрытый характер коррупционных действий серьезно осложняет расследование фактов дачи и принятия взятки, и тем более уменьшает шансы выявить и раскрыть ситуации, отнесенные к сфере применения Закона о взятках UK Bribery Act. Поэтому данное ведомство разработало ряд принципов и руководств, которые будут использоваться специалистами и следователями, занятыми в регулирующей деятельности.

Среди прочего составлен перечень действий, совершаемых в ходе коммерческой деятельности организации, на которые следует обращать особое внимание ввиду их потенциальной связи с коррупцией и взяточничеством. Они были названы индикаторами коррупции (перечень не закрытый и пересматривается):

- Денежные выплаты, не оправданные в обычной хозяйственной деятельности организации;

- Давление и активные действия в целях произведение платежей как можно скорее и вне стандартного графика выплат;

- Произведение платежей через другое государство (например, товары и услуги предоставляются в государство А, но оплата перечисляется фиктивной компании в государстве Б);

- Необычно высокая комиссия для определенного посредника. Иногда она перечисляется частями на несколько счетов (возможно, в различных юрисдикциях);

- Проведение закрытых встреч с государственными заказчиками или компаниями, намеренными подать заявку на заключение государственного контракта;

- Получение роскошных подарков;

- Работник отказывается брать выходной даже во время болезни или государственных праздников, настаивает на самостоятельном сотрудничестве с определенными контрагентами;

- Принятие неожиданных или нелогичных решений при даче согласия на реализацию проекта или заключение договора;

- Необычно уверенное рассмотрение ситуаций, в которых принимающее решение лицо не предполагается обладателем ожидаемого уровня знаний или квалификации;

- Злоупотребления во время принятия решений или делегирование полномочий в определенных ситуациях;

- Дача согласия на заключение контракта, не создающего выгоду для организации;

- Предпочтение определенных подрядчиков во время конкурса без дачи объяснений;

- Уклонение от проведения независимых проверок во время конкурса или заключения контракта;

- Создание препятствий во время проверок исполнения функций определенными работниками или отделами организации, которые имеют важнейшее значение при проведении конкурсов или заключении договоров;

- Проведение конкурсов или отбор подрядчиков без использования обычных процедур;

- Дача согласия на оплату счета сверх предусмотренной контрактом суммы;

- Утеря документов или записей, связанных с проведением собраний или принятием решений;

- Несоблюдение внутренних процедур или руководств, применяемых в компании;

- Произведение оплаты или предоставление средств в целях компенсации значительных расходов, оплаты обучения и тому подобного от имени других лиц.

 

Расследование фактов коррупции и взяточничества

Руководствуясь вышеприведенными индикаторами, работники Управления вправе осуществлять следственные действия в отношении организации, деятельность которой потенциально может включать в себя взяточничество. Напомним, что Закон о взятках UK Bribery Act предусматривает четыре новых вида преступлений, связанных с дачей и принятием взятки, а также предложением взятки гражданскому служащему иностранного государства и ее принятием. Предусматриваются различные виды наказаний: от штрафа без ограничения размера до лишения свободы сроком до 10 лет.

При этом, новый закон о взяточничестве предоставляет органам следствия свободу усмотрения при решении вопроса о назначении наказания (в каждом случае итоговое решение принимается судом) и возбуждении производства по гражданскому или уголовному делу. В связи с этим Управление выпустило специальное руководство, посвященное процедурам взаимодействия с организациями и проведения расследований.